Движение Нью-Эйдж

Нью-эйдж — стиль музыки с расслабляющим и лёгким звучанием. Нью-эйдж комбинирует инструменты и приёмы, характерные для электронной музыки (исключительно эмбиента) и этнической музыки (world music), и характеризуется, как правило, низким темпом, применением лёгких и поднимающих самочувствие мелодий. Эта музыка зачастую применяется для релаксации, медитации и стимулирования творчества. Исполнители музыки нью-эйдж зачастую обращаются к темам живой природы, самопознания и национальных культур. Рамки и определение стиля достаточно размыты, так как к нью-эйджу порой относят достаточно различных по звучанию исполнителей.

Рамки нью-эйджа достаточно расплывчаты и о них непрерывно идут споры. К этому стилю зачастую относят как электронную, так и народную, и легко мирную расслабляющую музыку. Тем не менее, дозволено выделить некоторые зачастую встречающиеся особенности.

В нью-эйдже в основном применяется модальная консонантная гармоника. Длительность одной композиции может составлять от нескольких минут до получаса и больше. Темп большинства композиций невелик: музыка звучит плавно, расслабляюще; впрочем, в различие от эмбиента, не является чисто фоновой. Нередко композиции включают в себя этнические мелодии.

Нью-эйдж включает как музыкальные электронные формы, опирающиеся на продолжительные гармонические «подкладки», так и акустические формы с применением флейты, фортепиано, гитары и экзотических инструментов народов мира. В части комплекта инструментов нью-эйдж эклектичен: один и тот же музыкант в различных композициях и альбомах может прибегать к применению самых различных инструментов, от электронных синтезаторов и семплеров до старых и экзотических инструментов народов мира. Могут применяться как живые инструменты, так и цифровые семплы (записи) их звучания.

Вокальные композиции могут включать тексты на экзотических, мёртвых либо даже вымышленных языках, непонятные слушателю, но передающие атмосферу эры либо региона, которым посвящена композиция. Изредка взамен живой записи вокала применяются семплы хора, этнических либо церковных песнопений различных народов мира. Целый пласт музыки нью-эйдж основан на применении католических григорианских хоралов, ещё один основан на кельтской народной музыке (Enya, Moya, David Arkenstone). В нью-эйдже, как и в его ближайшем «родственнике» — стиле эмбиент — зачастую применяются семплы звуков живой природы: плеск волн, шелест деревьев, пение птиц, и т. д.

Мнения критиков, любителей музыки и самих исполнителей о сущности нью-эйджа и о том, какие музыканты относятся к данному стилю, значительно различаются. Существует три основных подхода к определению стиля нью-эйдж.

Нью-эйдж — ветвь электронной музыки, которая включает в себя мелодичные, нетанцевальные композиции с разными видами аранжировок (в противоположность танцевальным жанрам, как техно, и поджанрам: экспериментальной электронной музыке (она может быть немелодичной), нойзу, некоторым поджанрам эмбиента и т. д.)
Нью-эйдж — мелодичная электронная музыка, с простым звучанием, мягкими мелодиями и продолжительными композициями, вне любой связи с душевно-философскими учениями. Данное определение во многом совпадает с первым.

Gregorian, наравне с Enigma и Era, представляют ветвь нью-эйджа, вдохновлённую средневековой церковной музыкой
В соответствии с этими точками зрения, такие музыканты и группы, как Enigma, Enya, Lesiem, Loreena McKennitt, Jean Ven Robert Hal, Kitaro, Suzanne Ciani, Tangerine Dream, Vangelis, Era, Yanni принадлежат к нью-эйджу. Впрочем некоторые критики с этим не соглашаются.

Во-первых, такие музыканты как Loreena McKennitt, Vangelis и Tangerine Dream начинали свою действие, не подозревая, что их музыка может быть отнесена к стилю нью-эйдж. Некоторые из них воспринимают «музыку нью-эйдж» как стиль, связанный с религиозно-философскими движениями New Age, к которым сами эти музыканты не имеют ни минимального отношения.

Во-вторых, музыка таких исполнителей, как Tangerine Dream, Mike Oldfield и Vangelis, дюже многообразна, некоторые альбомы невозможно отнести к стилю нью-эйдж (скажем, созидание Вангелиса многообразно и включает, помимо нью-эйджа, экспериментальную электронную музыку), и следственно неправомерно прикреплять ярлык нью-эйдж к творчеству того либо другого музыканта в целом. В-третьих, по своему звучанию музыка, скажем, Enigma и Suzanne Ciani гораздо отличается друг от друга и других групп (композиций), относимых к этому же направлению, следственно вряд ли закономерно их относить к одному стилю.

Нью-эйдж — стиль электронной музыки, тот, что в основном имеет прикладное значение и связан с медитативной музыкой и музыкой для релаксации. Нередко сходственные записи продаются в магазинах, ориентированных на любителей йоги, восточных духовных практик, талисманов, благовоний и т. п.