Киберпанк. Научная фантастика

Кинофантастика — направление и стиль художественной кинематографии, тот, что дозволено охарактеризовать повышенным ярусом условности. Образы, события и антураж фантастических фильмов зачастую специально отстранены от обыденной действительности — это может делаться как для достижения специфических художественных задач, добиться которых создателям фильма комфортнее средствами фантастики, чем средствами реалистического кино, так и легко для веселия зрителя (последнее свойственно раньше каждого для жанрового кино). Нрав условности зависит от определенного направления либо стиля — научная фантастика, фэнтези, фильм ужасов, фантасмагория, — впрочем все они могут обширно восприниматься как кинофантастика. Существует также больше тесное представление о кинофантастике как о массовом чисто торговом стиле кинематографа; согласно такому представлению кинофантастикой не является, скажем, «Космическая одиссея 2001». В настоящей статье применяется широкое осознавание кинофантастики, которое разрешает дать больше полное представление о предмете.

Эволюция кинофантастики во многом следовала за эволюцией значительно больше динамично прогрессирующей фантастической литературы. Впрочем кинематограф с самого начала владел свойством визуальности, которого письменная письменность фактически лишена. Движущееся изображение понимается зрителем как подлинное, существующее тут и теперь, причём чувство достоверности не зависит от того, насколько фантастично разворачивающееся на экране действие. Это качество воспринятия зрителем кинематографа купило специальное значение позже возникновения спецэффектов.

В XXI веке кинофантастика — один из самых знаменитых и прибыльных стилей кино. Фантастические фильмы, такие как «Аватар», «Звёздные войны: Пробуждение Силы» и «Мир юрского периода», составляют множество в числе самых кассовых блокбастеров в истории.

По мере того, как возникший в 1980-х годах киберпанк закреплялся и становился общепринятым направлением в литературной фантастике и массовой культуре вообще, интерес к его образному ряду стал проявлять и кинематограф. Первым среди крупнобюджетных фильмов, осмысленно сделанных в рамках этого направления, стал фильм Роберта Лонго «Джонни-мнемоник» (1995), поставленный по мотивам одноимённого рассказа классика киберпанка Уильяма Гибсона. Из-за целого ряда компромиссных и половинчатых решений, продиктованных торговым нравом плана, фильм, в различие от подлинного рассказа, получился неудовлетворительно коренным и был раскритикован поклонниками киберпанка и крайне осторожно воспринят массовым зрителем. Тем не менее, теперь данный фильм признаётся значительной вехой в жанровом кинематографе, а его воздействие на дальнейшие больше удачные планы приметно правда бы в том, что выполнивший в нём основную роль Киану Ривз был позднее приглашён на роль Нео в кинотрилогии «Матрица».