Рок-стиль

Рок-музыка — обобщающее наименование ряда направлений знаменитой музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake… Такие знаки рок-музыки, как применение электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов свойственно исполнение композиций собственного сочинения), являются вторичными и зачастую вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых жанров музыки к року оспаривается.

Такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо, индирокеры, СКА неразрывно связаны с определёнными стилями рок-музыки.

Рок-музыка имеет огромное число направлений: от довольно «лёгких» стилей, таких как танцевальный рок-н-ролл, от которого в своё время это направление и случилось (в некотором смысле дозволено считать, что рок — направление рок-н-ролла), поп-рок, брит-поп, до брутальных и враждебных стилей — дэт-метала и грайндкора. Оглавление песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до угрюмого, глубокого и философского. Зачастую рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе». Несколько больше определённо дозволено сказать о так называемой «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сопоставлении с иными стилями музыки, динамики (громкости) исполнения (по различным источникам от 110 до 155 дБ), является специальной для многих рок-жанров (направлений), от того что даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ. («Конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание).

Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-стили — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки появлялись в узкой связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время существования рок-музыки её пытались объединить фактически со всеми допустимыми стилями музыки — с академической музыкой (арт-рок, возник в конце 60-х, и больше поздний симфо-метал), джазом (джаз-рок, возник в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, возник в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, возник в середине 60-х). В 60—70-х возникли фактически все крупнейшие поджанры рок-музыки, больше значимые из них, помимо перечисленных — хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х — начале 80-х возникли такие стили рок-музыки, как постпанк, новая волна, альтернативный рок (но в конце 60-х возникли ранние представители этого направления), хардкор (большой поджанр панк-рока), а позднее и экстремальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х получили широкое становление стили гранж (возник в середине 80-х), брит-поп (возник в середине 60-х), альтернативный метал (возник в конце 80-х).
Рок-музыка является музыкой, одним из её стилей (другие стили — народная музыка, академическая музыка, джаз и др.). Из этого следует, что объективным будет изыскание рок-музыки, как одного из стилей музыки, на предмет его сугубо музыкальных отличительных качеств и свойств.

Рок-музыка традиционно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, изредка клавишника. Бас-гитара, ударные и темп-гитара (не во всех коллективах) составляют темп-секцию. Впрочем существуют примеры применения в рок-композициях фактически всех знаменитых музыкальных инструментов.

Отличительная черта рок-музыки — непоколебимый темп, поддерживаемый темп-секцией. Впрочем теснее начиная с 60-х годов ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными конструкциями и темпами. Солирующим инструментом является электрогитара. Также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. Если в начале своего становления рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармоники, то сейчас отдельные её направления имеют немного всеобщего в музыкальном отношении.

Ряд групп «британского вторжения» в большей степени, чем остальные, подверглись влиянию темп-энд-блюза. В частности, с исполнения темп-энд-блюза начинали The Yardbirds. В начале существования группы в её составе был гитарист Эрик Клэптон, тот, что стремительно оставил группу; на смену ему пришёл Джефф Бек, которого в свою очередь сменил Джимми Пейдж. Всё трое лид-гитаристов, прошедших через Yardbirds, стали первым поколением «гитарных героев» — вышедших на передний план гитаристов, которые привлекали всё большее внимание и имели собственных поклонников.

Сильное воздействие темп-энд-блюза испытали также The Animals, которые применяли в качестве главенствующего инструмента орган. Они записали ставшую «канонической» кавер-версию народной песни «House Of The Rising Sun», ставшей одной из самых зачастую исполняемых песен в рок-музыке.