Снятие и установка ГБЦ
Блок цилиндров, замена прокладки гбц — основная деталь 2-х- и больше цилиндрового поршневого мотора внутреннего сгорания. Является цельнолитой деталью, объединяющей собой цилиндры мотора. Отливается как правило из чугуна, реже — литейных алюминиевых сплавов. На блоке цилиндров имеются опорные поверхности для установки коленчатого вала, к верхней части блока, как правило, крепится головка блока цилиндров, нижняя часть является частью картера. Таким образом, блок цилиндров является основой (корпусной) деталью мотора, к которой так либо напротив крепятся остальные его аппараты и узлы.
Собственно цилиндры в блоке цилиндров могут являться как частью отливки блока цилиндров, так и быть отдельными сменными втулками («гильзами»), которые могут быть «мокрыми» либо «сухими» — в зависимости от того, контактируют ли они непринужденно с охлаждающей жидкостью в рубашке охлаждения мотора. Помимо функции корпусной детали, блок цилиндров несет добавочные функции: является стержневой частью системы смазки — по каналам в блоке цилиндров масло под давлением подается к местам смазки, а в моторах жидкостного охлаждения — и системы охлаждения: охлаждающая жидкость циркулирует внутри блока цилиндров по полостям, образующим рубашку охлаждения.
Стенки внутренней полости цилиндра служат также направляющими для поршня при его перемещениях между крайними положениями. Следственно длина образующих цилиндра предопределяется величиной хода поршня.
Износ цилиндров автомобильных моторов является следствием комплексного воздействия на стенки цилиндра бесчисленных быстротекущих физических и химических процессов, которые по нраву проявления разделяются на три основных вида износа: эрозивный, возникающий в итоге механического истирания, схватывания и других разрушающих процессов при непосредственном контакте металлических трущихся поверхностей; коррозионный, возникающий при любого рода окислительных процессах на поверхностях трения; абразивный, дерзкий уничтожение поверхностей трения при наличии между ними твердых либо, как говорят, абразивных частичек, в том числе — и продуктов износа.
Цилиндр работает в условиях переменных давлений в надпоршневой полости. Внутренние стенки его соприкасаются с пламенем и жгучими газами, раскаленными до температуры 1500—2500 °С. Средняя скорость скольжения поршневых колец по стенкам цилиндра в автомобильных моторах достигает 12—15 м/сек. Следственно материал, употребляемый для изготовления внутренних стенок цилиндров, должен владеть огромный механической прочностью, а сама конструкция стенок — повышенной жесткостью. Стенки цилиндров обязаны отлично противоборствовать истиранию при ограниченной смазке и владеть всеобщей высокой стойкостью вопреки других допустимых видов износа (абразивного, коррозионного и некоторых разновидностей эрозии), сокращающих срок службы цилиндров. Ко каждому этому, материалы, применяемые для изготовления цилиндров, обязаны владеть отменными литейными свойствами и легко обрабатываться на станках.
В соответствии с этими требованиями, в качестве основного материала для изготовления блоков цилиндров используют перлитный серый чугун с небольшими добавками легирующих элементов (никель, хром и др.). Используют также высоколегированный чугун, железо, магниевые и алюминиевые сплавы. Блоки, изготовленные из этих материалов, отнюдь не равнозначимы по своим свойствам.
Так, чугунный блок особенно жёсткий, а значит — при прочих равных выдерживает больше высокую степень форсирования и наименее эмоционален к перегреву. Теплоёмкость чугуна приблизительно вдвое ниже, чем алюминия, а значит мотор с чугунным блоком стремительней прогревается до рабочей температуры. Впрочем, чугун крайне тяжёл — в 2,7 раза тяжелее алюминия, склонен к коррозии, а его теплопроводность приблизительно в 4 раза ниже, чем у алюминия, следственно у мотора с чугунным картером система охлаждения работает в больше напряжённом режиме.
Алюминиевые блоки цилиндров лёгкие и отменнее охлаждаются, впрочем в этом случае появляется задача с материалом, из которого исполнены непринужденно стенки цилиндров. Если поршни мотора с таким блоком сделать из чугуна либо стали, то они дюже стремительно износят алюминиевые стенки цилиндров. Если же сделать поршни из мягкого алюминия, то они легко «ухватятся» с алюминиевыми стенками, и мотор заклинит.