Снятие и установка ГБЦ

Блок цилиндров, замена прокладки гбц — основная деталь 2-х- и больше цилиндрового поршневого мотора внутреннего сгорания. Является цельнолитой деталью, объединяющей собой цилиндры мотора. Отливается как правило из чугуна, реже — литейных алюминиевых сплавов. На блоке цилиндров имеются опорные поверхности для установки коленчатого вала, к верхней части блока, как правило, крепится головка блока цилиндров, нижняя часть является частью картера. Таким образом, блок цилиндров является основой (корпусной) деталью мотора, к которой так либо напротив крепятся остальные его аппараты и узлы.

Собственно цилиндры в блоке цилиндров могут являться как частью отливки блока цилиндров, так и быть отдельными сменными втулками («гильзами»), которые могут быть «мокрыми» либо «сухими» — в зависимости от того, контактируют ли они непринужденно с охлаждающей жидкостью в рубашке охлаждения мотора. Помимо функции корпусной детали, блок цилиндров несет добавочные функции: является стержневой частью системы смазки — по каналам в блоке цилиндров масло под давлением подается к местам смазки, а в моторах жидкостного охлаждения — и системы охлаждения: охлаждающая жидкость циркулирует внутри блока цилиндров по полостям, образующим рубашку охлаждения.

Стенки внутренней полости цилиндра служат также направляющими для поршня при его перемещениях между крайними поло­жениями. Следственно длина образующих цилиндра предопределяется величиной хода поршня.

Износ цилиндров автомобильных моторов является следствием комплексного воздействия на стенки цилиндра бесчисленных быстротекущих физических и химических процессов, которые по нраву проявления разделяются на три основных вида износа: эрозивный, возникающий в итоге механического истирания, схватывания и других разрушающих процессов при непосредственном контакте металлических трущихся поверхностей; коррозионный, возникающий при любого рода окислительных процессах на поверхностях трения; абразивный, дерзкий уничтожение поверхностей трения при наличии между ними твердых либо, как говорят, абразивных частичек, в том числе — и продуктов износа.

Цилиндр работает в условиях переменных давлений в надпоршневой полости. Внутренние стенки его соприкасаются с пламенем и жгучими газами, раскаленными до температуры 1500—2500 °С. Средняя скорость скольжения поршневых колец по стенкам цилиндра в автомобильных моторах достигает 12—15 м/сек. Следственно материал, употребляемый для изготовления внутренних стенок цилиндров, должен владеть огромный механической прочностью, а сама конструкция стенок — повышенной жесткостью. Стенки цилиндров обязаны отлично противоборствовать истиранию при ограниченной смазке и владеть всеобщей высокой стойкостью вопреки других допустимых видов износа (абразивного, коррозионного и некоторых разновидностей эрозии), сокращающих срок службы цилиндров. Ко каждому этому, материалы, применяемые для изготовления цилиндров, обязаны владеть отменными литейными свойствами и легко обрабатываться на станках.

В соответствии с этими требованиями, в качестве основного материала для изготовления блоков цилиндров используют перлитный серый чугун с не­большими добавками легирующих элементов (никель, хром и др.). Используют также высоколегированный чугун, железо, магниевые и алюминие­вые сплавы. Блоки, изготовленные из этих материалов, отнюдь не равнозначимы по своим свойствам.

Так, чугунный блок особенно жёсткий, а значит — при прочих равных выдерживает больше высокую степень форсирования и наименее эмоционален к перегреву. Теплоёмкость чугуна приблизительно вдвое ниже, чем алюминия, а значит мотор с чугунным блоком стремительней прогревается до рабочей температуры. Впрочем, чугун крайне тяжёл — в 2,7 раза тяжелее алюминия, склонен к коррозии, а его теплопроводность приблизительно в 4 раза ниже, чем у алюминия, следственно у мотора с чугунным картером система охлаждения работает в больше напряжённом режиме.

Алюминиевые блоки цилиндров лёгкие и отменнее охлаждаются, впрочем в этом случае появляется задача с материалом, из которого исполнены непринужденно стенки цилиндров. Если поршни мотора с таким блоком сделать из чугуна либо стали, то они дюже стремительно износят алюминиевые стенки цилиндров. Если же сделать поршни из мягкого алюминия, то они легко «ухватятся» с алюминиевыми стенками, и мотор заклинит.