Влияние музыки

be7400ba

Музыкальное движение — это способ музыкального воспитания, личностного становления и обучения свободному танцу. Он идентично пригоден как для детей, так и для взрослых (способ адаптирован для различных возрастных групп) и рассчитан, основным образом, на здоровых людей, правда есть удачные попытки применить его элементы в работе с проблемными детьми, скажем, страдающими аутизмом. Занятия проходят в группах, неизменно под живую музыку (инструментальную либо вокальную). В качестве музыкального материала применяются намеренно подобранные фрагменты классических произведений и народных песен (музыка может быть различной, но исторически способ был разработан именно на таком музыкальном материале).

От занимающегося требуется двигаться только совместно с музыкой: начинать движение с её началом и заканчивать верно с окончанием. Движение должно отражать нрав музыкального фрагмента — контрастность, текучесть, порывистость и т. д., — напротив говоря, занимающийся должен обнаружить в музыке угадывающееся там движение. Как показывает практика, примерно никто из новичков это сделать не может; для обучения способности «двигаться в музыке» создатели способа разработали особый тренаж: отобраны такие музыкальные фрагменты, в которых двигательный нрав музыки проявляется исключительно очевидно, и обнаружена пластическая форма, верно отражающая все особенности данного музыкального произведения.

Правильное выполнение упражнения заключается не в копировании двигательной формы, а в её воссоздании, для чего занимающийся должен услышать, прочувствовать и присвоить — «взять вовнутрь» — музыкальное произведение со всеми его особенностями. Только тогда пластический жест занимающегося совпадет с музыкальной интонацией произведения и отольется в эстетически идеальную и чувствительно убедительную музыкально-двигательную форму. Задача чувствительного выслушивания музыки и перевода её в движения собственного тела служит толчком для становления музыкальности и личностного роста.

Упражнения тренажа поделены по ярусу трудности на три группы — от таких, в которых связь музыки с движением лежит на поверхности, до тех, где она не очевидна. Подымаясь с одного яруса на иной, занимающийся в одно и то же время постигает оглавление все больше трудных музыкальных фрагментов и овладевает больше трудными движениями. Значимой частью способа являются независимые работы занимающихся — их собственная пластическая истолковывание предлагаемых музыкальных произведений. В сделанной Гептахором пластике подчёркиваются центральные колляции музыки — дыхательность, текучесть, пружинность. Способ, изначально сделанный как часть музыкального воспитания, применяется также в танцевальных практиках, в особенности для обучения двигательной импровизации и свободному, либо пластическому танцу.

Существует суждение, что «музыкальность дана от рождения» и является достаточно редким качеством и не зависит от полученного человеком музыкального образования. Тем не менее, если под музыкальностью понимать не аналитический, звуковысотный слух, а слух интонационный — то есть способность слышать экспрессию музыкального произведения, а также мотивационные компоненты — любовь к музыке, способность откликаться на неё чувствительно, желание слушать и заниматься ею, то нереально опровергать, что она поддается становлению. Способ музыкального движения помогает развить музыкальность через пластический жест: обучиться понимать выразительность музыки и тем самым проникнуть в её глубинную суть, которая сама восходит к движению.

Музыкальное движение — это метод чувственно-телесного воспринятия музыки, её пластического обзора. Занимающийся овладевает языком музыки непринужденно на практике, без постижения конструкции музыкального произведения либо техники игры на инструменте. Он учится говорить на музыкальном языке аналогично тому, как учится говорить на родном языке ребёнок: не заучивая грамматику, а натуральным путём, в общении и игре. Данный способ даёт, по выражению Т. Адорно, «отличного слушателя»: понимающего музыку непринужденно, и не только церебрально, а мудрым телом. В итоге такой подготовки формируется способность выражать пластически самые трудные параметры музыкального произведения: не только метр (чем зачастую ограничиваются танцоры), но и мелодию (голос, напевность), гармонику (краску движения), темп, мажор-минор (ясное, счастливое — темное, печальное), ударение (органный пункт, силу звучания, многоголосие).