Жанр кино

Стили игрового кино — группы произведений игрового кино, выделяемые на основе сходных черт их внутреннего строения.

Жанры игрового кино не имеют отчетливых границ, которые традиционно расплывчаты, и разные стили могут постоянно переходить один в иной, соединяясь и разделяясь. Всякий стиль, в свою очередь, может разделяться на несколько поджанров. В итоге один и тот же фильм дозволено отнести к нескольким жанровым группам.

Жанр — исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В всяком из видов искусства деление на стили имеет свои особенности и не совпадает с другими видами. Тем не менее, окончательного определения термина «стиль» не существует, и представления «род», «вид», «разновидность» зачастую применяются как его синонимы. При этом для всякого из видов искусства свойственно метаморфоза комплекта стилей в соответствии с эрой.

Общая для искусствоведения в целом задача определения стиля востребована и для кинематографа. При этом задача стиля связана с обширно употребляемым термином «жанровое кино», которое зачастую воспринимается как синоним торгового кино, рассматривающего фильм как продукт, актуальный зрителем, и противопоставляется «авторскому» кинематографу, имеющему в основе, по определению Маргарете фон Тротта, самовыражение фигуры, индивидуума либо какой-либо культуры. Фолькер Шлёндорф, говоря об авторском кино, подмечал, что «режиссёры, работавшие в этой системе, вследствие силе своей фигуры, накладывали определённый отпечаток на свои фильмы, у них был определённый почерк, по которому их сразу узнавали». В свою очередь, жанровое кино должно подчиняться собственно «законам стиля», либо определённым стереотипам, при создании фильма. Противопоставление авторского и жанрового кинематографа ясно выражено в манифесте «Догмы 95», пункт 8 которого гласил, что жанровое кино запрещено.

В то же самое время существуют фильмы авторского кино, которые дозволено с огромный степенью уверенности отнести к тому либо другому теснее присутствующему стилю, то есть представления «авторский» и «жанровый» не взаимоисключают друг друга. Также есть случаи, когда удачный авторский фильм порождал массу авторов-сторонников, что в результате приводило к возникновению в кинематографе нового направления, закладывало основа для возникновения нового стиля игрового кино.

Поэтому в последнее время фильмы зачастую стали разделять на авторское кино (которое изредка тоже может быть жанровым), и так называемый «мейнстрим» (основную массу прокатных, высокобюджетных фильмов, которые традиционно бывают «жанровыми» для привлечения массового зрителя). От того что удачные прокатные фильмы «мейнстрима» делаются почаще каждого с торговыми целями, то для их достижения традиционно учитываются теснее сложившиеся «жанровые стереотипы» и ожидания массового зрителя (вестерн, боевик, мелодрама и т. п.). Это облегчает выполнения торговых задач фильма и создатели фильмов для широкой аудитории традиционно ориентируются на тот либо другой устоявшийся стиль и его «законы» в процессе создания фильма. Такие фильмы традиционно значительно легче поддаются стандартному классифицированию, чем фильмы авторские, служащие раньше каждого целям самовыражения режиссёра-создателя авторского фильма.

Таким образом, речь идет не о полном безоговорочном противопоставлении авторского кино жанровому, а скорее о том, что авторское кино традиционно на порядок труднее поддается стандартному классифицированию.