Гротескное искусство маргиналов
Комикс — рисованная история, рассказ в картинках. Комикс комбинирует в себе черты таких видов искусства, как письменность и изобразительное искусство.
Существует много различных наименований этого вида искусства и отдельных его разновидностей. Масштабные комиксы со сквозным сюжетом именуются графические романы (они же графические новеллы), короткие — стрипы. В Сети размещаются веб-комиксы.
В некоторых странах с развитой индустрией рисованных историй для них есть своё наименование. Так, во франкоязычном мире комикс называют рисованная лента либо BD, японские комиксы именуются манга. На русском языке некоторые авторы предлагают применять термин «рисованные истории».
Определение
Существует много определений комикса, впрочем все они, в целом, сводятся к тому, что комикс представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Согласно большинству изыскателей, комикс — это солидарность повествования и визуального действия. Скотт МакКлауд, автор книги «Суть комикса» (англ. Understanding comics), предлагает короткое определение «последовательные изображения», и больше полное — «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности». Жорж Садуль определяет комиксы, как «рассказы в картинках».
В комиксах не непременно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с подсознательно внятным сюжетом (скажем, «Арзак» Жана Жиро). Но почаще каждого прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», тот, что, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, либо, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Слова автора традиционно помещают над либо под кадрами комикса.
Комиксы могут быть всякими и по литературному стилю, и по жанру рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Но исторически сложилось, что самые распространённые стили комикса — приключения и карикатура. Данный стереотип длинно портил репутацию комиксов.
Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и комфорта воспринятия и идентификации читателя с персонажем.
По объёму комиксы варьируются от коротких «полосок» из нескольких (традиционно трёх) картинок до объёмных графических романов и сериалов из множества выпусков.
Комикс узко связан с кино, и исключительно с мультипликацией. Как подмечает всё тот же МакКлауд, «Фильм на плёнке — это дюже неторопливый комикс. Пространство для комикса значит то же, что время для фильма». В английском языке слово «cartoon» — «карикатура» может обозначать и комикс, и мультик. По сути, фактически все японские мультики «аниме» являются экранизацией японских же комиксов «манга».
Стандартный состав комикса
Обложка — передаёт стержневой толк комикса. Помимо рисунка на обложке могут находиться: наименование, эмблема фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников. Обложка может находиться на 2-х листах, правая сторона обложки «лицевая», левая «тыльная».
Фронтиспис — рисунок перед титульным листом. Даёт читателю вероятность побольше узнать о комиксе.
Титульный лист — на нём могут находиться: короткое введение, имена авторов, художников, контуровщиков и т. д. Может сопровождаться небольшими иллюстрациями.
Основная часть — страницы, число которых безгранично, но в стандартных комиксах их от 20 до 40.
Pin-Up Page — добавочные рисунки от основных художников либо от других людей, имеющих какое-то отношение к комиксу, скажем, альтернативные варианты обложек.