Истории ужасов

be7400ba

Фильм ужасов перейти — стиль художественного фильма. Тематически обширный и разновидный круг фильмов, призванных вызвать у зрителей чувство ужаса, тревоги и неопределённости, сделать напряжённую атмосферу ужаса либо невыносимого ожидания чего-либо жуткого — так называемый результат «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость). Впрочем, касательно именования стиля существуют и другие суждения. Так, знаменитый в хоррор-кругах актёр Кристофер Ли в одном из своих интервью, данном в 1975 году, утверждал, что термин horror неверен, от того что ужас подразумевает чувство омерзения либо омерзения, что отнюдь не является целью этих картин, по крайней мере примерно неизменно. Условность таких фильмов делает их безопасными. Он настаивал на употреблении термина «film du fantastique» (фильм фантазии). Таким же термином французы обозначают определённый тип фильмов ужасов.

Основополагающим знаком фильмов ужасов является ужас, тот, что реализуется на экране теми либо иными сюжетными поворотами, событиями, образами и т. д. Данный чувствительный элемент может прогрессировать как на фоне каких-то фантастических событий (югославский критик Бранко Мунтич дал следующее определение стиля «фильм ужасов» — киножанр, тот, что на фоне фантастических событий развивает мотив ужаса как чувствительную основу поэтического образа), так и на фоне психопатологических действий, иных проявлений действия человека, проявления действия природы, стихии, демонстрации сцен насилия, человеческих внутренностей, крови и т. д. Помимо того, исходя из определения, поэтического образа в фильме ужасов может и не быть совсем — как и каждый стиль, стиль фильм ужасов не обошло стороной и массовое, поточное производство таких фильмов, где образ теряется в шаблонности и заштампованности сюжета и событий.

Как и во многих иных стилях кинематографа, перед зрителем в классическом фильме ужасов предстаёт картина борьбы добросердечна со злом, и процесс выражает схема «палач — жертва», где в качестве палача может выступать чудовище (монстр) либо другая потусторонняя сила, стихия, сам человек и его девиантные отклонения (безумцы, психопаты, маньяки, убийцы и т. д.). Впрочем, во многих фильмах такая грань становится расплывчатой, и не неизменно удаётся определить сходственную схему, а порой она и совсем отсутствует — сюжет как бы констатирует факт и не пытается выразить и определить указанную схему. Помимо того, для некоторых сходственных фильмов, в которых так либо напротив выражается тезис борьбы добродушна со злом, не неизменно победа принадлежит добру. По суждению киноведа Дмитрия Комма, нет ничего, что было бы непрерывным компонентом хоррора и составляло бы его формулу. В начале столетия неотделимой чертой фильма ужасов считалось присутствие монстра, неестественного существа. Но в сороковые годы появляется доктрина фильма ужасов без монстра. Совместно с тем мы знаем уйма фильмов, где есть монстр — вурдулак, призрак, — при этом не являющихся хоррорами. Фильм «Призрак любви» Дино Ризи — это не фильм ужасов, равно как и фильм «Привидение» — классическая мелодрама. Больше того, Комм уверен, что у фильма ужасов нет не только собственной формулы, но даже собственных сюжетных моделей. Он, как правило, заимствует их у мелодрамы либо детектива.

Слэшер представляет собой поджанр фильмов ужасов (изредка называемых «фильмы отсчёта тел» либо «фильмы мёртвых подростков»), для которого свойственно, как правило, присутствие убийцы-психопата (изредка носящего маску), тот, что преследует и поочерёдно убивает группу жертв-подростков в нормально случайной неспровоцированной повадке, убивая многих за один день. Показ действия нередко происходит через призму воспринятия убийцы. Свойственно преимущество откровенных всеобщих планов; клиповый монтаж; изображение, предельно приближенное к действительности.

Разновидность фильма ужасов, где в качестве стержневой недружелюбной людям стороны фигурируют воскресшие мертвецы, которые в произведениях современного кино именуются словом «зомби». Причину сходственного переосмысления дозволено построить к фильмам «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро, которые положили основу популяризации и энергичного применения живых мертвецов в кино. Первым же фильмом, в котором прямо отождествляются ожившие покойники и вудуистское осознавание зомби, стал готический фильм ужасов «Чума зомби» (1966) студии Hammer, невзирая на свою малую популярность у зрителей, оказавший приметное воздействие на стиль фильмов о зомби.

В разных фильмах зомби показаны по-различному, от еле передвигающихся и разлагающихся на ходу, до существ, превосходящих людей в скорости, силе, ловкости и т. п. Есть также фильмы, в которых зомби фигурируют в образе добродушных и позитивных персонажей, но такой образ зомби огромнее характерен для комедий.