Музыкальные стили

be7400ba

Джаз-фьюжн — музыкальный стиль, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других жанров, традиционно поп, рок, фолк, регги, фанк, метал, R&B, хип-хоп, электронная музыка и этническая музыка. Альбомы фьюжн, даже сделанные одним исполнителем, зачастую включают в себя многообразие этих жанров.

В конце 1960-х джазмены стали смешивать разные формы и импровизационные техники джаза с электрическими инструментами рока и темпами соула и темп-энд-блюза. В это же время некоторые рок-музыканты стали добавлять джазовые элементы в свою музыку. 1970-е стали десятилетием наибольшего становления фьюжна, правда жанр отлично представлен и в больше поздние времена. Будучи скорее классифицированным музыкальным жанром, фьюжн может быть рассмотрен как музыкальная обычай либо подход. Некоторая прогрессив-рок музыка также считается фьюжном.

Фьюжн-музыка традиционно инструментальна, зачастую со трудными тактовыми размерами, метром, темпом и удлинёнными композициями, содержащими импровизации. Многие выдающиеся фьюжн-музыканты узнаваемы по высокому ярусу техники, гармонирующему со трудными композициями и музыкальными импровизациями в метрах, редко встречающихся в других западных музыкальных формах.

Фьюжн-музыка традиционно получает немного эфирного времени на радио в США, возможно, из-за её трудности, отсутствия вокала и длинных композиций. Европейское радио больше дружественно к фьюжн-музыке, также в Японии и Южной Америке присутствует существенное число поклонников этого жанра музыки. Некоторые интернет-радиостанции представляют фьюжн, включая отдельные каналы таких сервисов, как AOL Radio и Yahoo! Launchcast.

В середине 1960-х Джулиан Эддерли (Julian «Cannonball» Adderley) стал исполнять музыку, сочетающую джаз и поп. В конце 1960-х Майлз Дэвис и The Tony Williams Lifetime применяли такие инструменты, как электрогитара, бас-гитара и электрическое фортепиано, для создания музыки, сочетающей джаз с роком и другими стилями. Позднее Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Джо Завинул, Ян Хаммер (Jan Hammer) и Чик Кориа (Chick Corea) стали использовать синтезаторы.

Джазовые музыканты следовали достижениям поп-музыки и тоже начали применять усовершенствованный монтаж на современных студиях звукозаписи, многодорожечную запись и электронные результаты к дополнению к композициям либо импровизациям. Скажем, альбомы трубача Майлза Дэвиса In a Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970) включают длинные (больше 20 минут) композиции, которые никогда не записывались непринужденно музыкантами в студии, а музыкальные темы разной длины отбирались из записанных импровизаций и монтировались в цельное целое. Это считается краеугольным камнем записей этого стиля.

Многие рок-музыканты стали само­стоятельно приближаться к джазовым формам в середине 1960-х. The Byrds в декабре 1965 года записали первую версию «Eight Miles High», инновационного сингла, подражающего жанру классического квартета Джона Колтрейна. В 1966 году Пол Баттерфилд (Paul Butterfield) и Майк Блумфилд (Mike Bloomfield) записали длинную импровизационную пьесу «East-West».

Другие рок-музыканты также исполняли и записывали рок-песни, включающие расширенные импровизации, длинные, состоящие из нескольких частей композиции. Скажем, Джими Хендрикс, The Allman Brothers Band в США и King Crimson, Soft Machine, Yes (которые выполнили «I See You» группы The Byrds в фьюжн-жанре) и Cream в Великобритании. Фрэнк Заппа выпустил свой 1-й джаз-рок альбом, Hot Rats, в 1969 году. Он продолжал изредка записывать фьюжн-музыку в течение своей карьеры (скажем, Waka/Jawaka и The Grand Wazoo), став важным поверенным стиля.

Некоторые знаменитые джаз-рок группы также имели существенный триумф в конце 1960-х и начале 1970-х, включая заокеанские Blood, Sweat & Tears, Chicago, Steely Dan, Chase, Dreams, и британские Traffic, Colosseum и If.

Расцвет стиля: 1970-е гг
В конце 60-х — начале 70-х гг. джаз-рок прогрессировал параллельно с иным «усложнённым» направлением рок-музыки — прогрессивным роком. Степень музыкальной экспрессии и уйма исполнительских приемов были взяты из рок-музыки. За счет смешения исполнительских приёмов рока и экспрессии, экспериментальности джаза группам удалось добиться растяжения спектра передаваемых ощущений. Одним из первых стал экспериментировать в этом направлении Фрэнк Заппа.

Некоторые группы (Blood, Sweat and Tears, Chicago и другие) взяли за основу звучание биг-бэндов, темп-энд-блюз и разные направления рок-музыки. Другие группы, опираясь на фри-джаз, стали огромнее экспериментировать с электрическим звучанием инструментов, разными направлениями музыки, усложнять мелодию, темп (Martin Kratochvil & Jazz Q[1], The Blue Effect).